Варанаси. Часть 2. Ганга — река жизни

Ганга - река жизниОтель Palace on step нас изумил… удивил…. Даже не знаю как сказать. Впрочем, как все и везде и всегда в Индии. Ресепшион оказался в одном из закоулков. Нас зарегистрировали, как положено, и провожатый повел нас в нашу комнату… Через несколько проулков, мимо жующих коров, мимо куч мусора, двориков жилых домов, дорога упиралась в дверь с навесным замком. Это и была наша комната. Перед дверью стол и стул. На стуле спит индиец. Это вроде как охранник и работник отеля. Рядом с ним на балкончике в видом на Гангу под окном нашего сьюта сушатся трусы и футболка. Потом, как выяснилось, он благополучно смотался куда-то и наша комната оставалась без присмотра. Охранял он, видимо, пустую комнату. Но, слава … кому уж там в Варанаси слава-то…, ничего у нас не пропало, да и попыток проникнуть в наше жилище замечено не было.

Комната круглая, находится в башне старинного здания. Только башня она, если смотреть с гхата, а со стороны улицы – небольшая постройка круглая с дверцей и навесным замком. Потолок в комнате куполом, высокий. Окна по-полукругу, все в сторону Ганги, под окнами вниз один этаж под нами и дальше метров пятнадцать вниз гхат.

Гхат – это что-то вроде ступеней набережной. Берег Ганги, выложенный камнем, где люди живут. Не просто гуляют. Не просто туда приходят. Там живут. И не похоже это на обычную набережную. Именно гхат. Понять это до конца получится, только побывав и прожив там хотя бы одну ночь.

В номере у нас телевизор. Душ с горячей водой. Белье есть и не сильно серое, а светло серое и не сырое. Номер нормальный. Даже хороший, я бы сказал. Правда, познакомились мы с одним немцем – фотографом. Он пил пиво и пребывал в ШОКЕ. Мы с ним разговорились. Оказывается, его пригласили сделать фоторепортаж из Варанаси для кого-то там в Германии. И он приехал сразу сюда, не имея опыта жизни в индийских условиях. Когда он узнал, что мы из России, он старательно по-русски простонал «ETO KATASTROFA!!! KATASTROFA!!!» Мы зашли в его номер и убедились, что по условиям он даже чуть лучше нашего. Размером побольше. Пригласили его к себе, объяснив, что по индийским понятиям его номер хороший. Немец пришел к нам, посмотрел на наш номер, посмотрел на нас, развернулся, пробормотал еще раз «KATASTROFA» и вышел из комнаты. Мы его больше не встретили. Ни в отеле (хотя можно ли проулки между комнатами назвать отелем?) ни в кафешке, ни на гхатах. Где он растворился в искривленном пространстве Варанаси?.. Мы же пошли на гхат, взяли лодку и в вечерней дымке окунулись в обычную жизнь необычного города….

Ганга для индийцев женского рода. “Mother Ganga” – говорят они. Что-то вроде русского –«Матушка Волга». Для них это нормальное выражение, употребляемое в обычной повседневной речи. То есть проскальзывает как само собой разумеющееся: — Mother Ganga.

Наше первое знакомство с Гангой состоялось на Rana Mahal Ghat, гхате, на котором находится отель. Просто так выйти на гхат нельзя. В том смысле, что вдоль Ганги вплотную стоят дома и лишь кое-где есть спуск по лестнице к воде. К нашему гхату вел туннель, пробитый под соседним с нашим отелем домом. Проход довольно широкий, но низкий и темный. Ночью, а ночь в Индии начинается рано, ступени в полной темноте и идти очень неуютно. Вообще, по обе стороны от туннеля находятся разные миры, и все они не наши. А сам туннель – путь из одного мира в другой.

Катание на лодке это ритуал. Каждый, кто был в Варанаси, просто обязан прокатиться на лодке. Хотя, слово «прокатиться» неправильное. Это не прокатиться, это побывать у гхатов. Утром рано, пока туман еще нависает над средневековьем каменных ступеней. И вечером. На закате. Когда солнце перекрашивает отжившее свое камни в мертвые тона ночного Варанаси.

Гхаты очень разные, если смотреть на них с берега и с реки. Проплывая мимо них, будто листаешь огромные страницы старинной индийской книги.

Здесь страница про то, как стирают белье. Есть (или была) такая каста, где рождались только те, кто стирает. Из поколения в поколения мальчики, рождающиеся в этой касте, стирают белье, и места для стирки переходят от деда к отцу и от отца к сыну. Стирают только мужчины. Это очень тяжелый труд. А в январе вода в Ганге очень холодная и непонятно, как люди могут, часами стоя в этой воде, отбивать белье о камни. Ведь и на суше не жарко. Многие ходят в шапках и кутаются в шарфы.

Другой гхат – Хариш Чандра (HARISH CHANDRA GHAT) – гхат, где происходит кремация. Изо дня в день из ночи в ночь, практически круглосуточно, не прерываясь, здесь и на гхате Маникарника (MANIKARNIKA GHAT) без перерыва горят останки людей, прекративших свой земной путь перерождений и отправившихся по нашим понятиям в рай. Со всей Индии счастливцы, дождавшиеся своего часа, на руках родственников выносятся на берег Ганги и, сгорая в священном огне, обретают неземное блаженство. На этих двух гхатах непрекращающийся вечный праздник смерти. Женщинам сюда нельзя. Только умершим. А живые женщины на церемонию похорон не допускаются.

Еще одна страница – Дашашвамедх гхат (Dashashwamedh Ghat). Очень популярный. Можно сказать центральный гхат. Здесь много торгуют, проводят различные обряды. Днем здесь собираются свадьбы, проводят церемонии жертвоприношений. Здесь же, вечером, уже в полной темноте, проходит ритуальная церемония Пуджа….

Один за другим под удары весел по воде перелистываются страницы фантастической средневековой книги, откуда смотрят на нас причудливые строения. То ли это дворцы махараджей в ожидании своих владельцев. То ли это стены города из выдуманного романа фэнтези… Здания теснятся одно к другому, не позволяя увидеть, что же там дальше на берегу. В узких темных подземных проходах от гхатов в город сразу и не найдешь дорогу. Первый раз без провожатого можно легко заблудиться. Тем более в темноте, если ты оказался у чужого гхата и нужно войти в черную пасть подземного хода в неизвестность, в узкие чужие переулки невероятного города.

Первый день в Варанаси свалился на нас грузом впечатлений, который трудно переварить сразу. Несмотря на то, что в Индии мы уже вторую неделю и вроде бы ко многому привыкли, Варанаси стал совершенно иным, совершенно непонятным впечатлением. Хорошим или плохим – и сейчас сказать не могу. Вообще, об Индии сказать что-либо однозначно – невозможно. А пока за окном вдоль ночной реки гулко разносятся звуки ночного Рана Махал Гхата (Rana Mahal Ghat). Волна слегка плещет о борт припозднившейся лодки, лает собака, воет о чем-то монах, шумят и дерутся обезьяны, да кто-то в темноте в пятнадцати метрах внизу привычно мочится на стену старинного дома, в башне которого наш номер в отеле Palace on step.

Продолжение следует…

Химчанин 

Советуем также посмотреть!

1 комментарий к “Варанаси. Часть 2. Ганга — река жизни”

  1. Ваше путешествие навеяло воспоминания о рассказах сестры, она год назад побывала в \индии самоходом с подругой. У меня как-то до этого Индия ассоциировалась с фильмами, которые в советское детство были в кинопрокате.

    Обожаю путешествовать самостоятельно, только так можно почувствовать культуру народов, еще больше захотелось окунуться в реальную атмосферу этой страны.

Добавить комментарий

Яндекс.Метрика