Варанаси. Часть 7. Церемония Огненной Пуджи

Пуджа

Пришли мы на эту церемонию заранее, примерно за час. Чтобы место поудобнее занять для съемки. Присмотреться. Ну и войти в атмосферу. Здесь, в Варанаси, во все нужно входить постепенно. Сразу, слету не получается. Нужно постепенно выкручивать свое сознание, чтобы оно хотя бы в малой мере, но шло в направлении течения Ганги и времени. И если течение Ганги можно было определить по движению мусора в общем потоке, то время здесь не поддавалось ни пониманию, ни объяснению.

Площадь постепенно наполнялась… Темнело. Огни горели ярко. Единственный, наверное, гхат, где такое яркое освещение. Подошли и «святые» европейцы. Вокруг них суетились менее «святые индийцы». Все было готово к Ganga Aarti ceremony.

Пуджа – это у индийцев обряд, поклонение, молитва. Ganga Aarti ceremony еще называют огненной пуджей. Смысл ее нам пытались обьяснить дважды. И дважды свидетели путались в показаниях и каждый раз в итоге сбивались на родной язык, понять который при отсутствии словаря было невозможно. Да и некогда было разбираться, действие захватывало.

В самом действе принимают участие Пуджари. Это такая каста (или варна) священнослужителей – монахов. Только они могут совершать эту церемонию. Люди они очень ученые и, по мнению женской части европейского населения, очень симпатичные. Отношение индийских женщин к пуджарям выяснить не удалось по причине отсутствия времени и знания местного наречия.

Вначале тщательно раскладываются предметы, использующиеся  при проведении церемонии.  Один из главных предметов – чаша с головой змеи Нага, напомнил милую сердцу и глазу Камбоджу. Под бой барабанов и пение мантр  начинается Пуджа.

Церемония посвящена  матери Ганге, Шиве, Вишну и, возможно, еще многому, о чем европейцу догадаться и понять трудно.

Разбито все действо на части. Начинается с трубных звуков раковин. Говорят, что раковина должна завиваться не так, как все, а направо. Или наоборот — налево. А затем, поочередно производятся манипуляции с дымящимися палочками, с дымящей чашей, с горящей пирамидой, с горящей чашей, с веером из павлиньих перьев и с метелкой из хвоста яка. С каждым предметом под пение мантр и бой барабанов выполняются манипуляции на все четыре стороны света. Время от времени пуджари разбрасывают вокруг себя лепестки цветов. И в конце всего мероприятия приносят дары или жертвы Ганге.

По окончании церемонии дети и взрослые подходят к горящим светильникам, набирают огонь в ладони и омываются им. Глядя, как маленькая девочка, совсем без страха, набирает огонь в ладони, не обжигаясь, и омывает им голову, вспомнил, как ждут снисхождения благодатного огня в Иерусалиме. Так же омывают себя им, не боясь и не обжигаясь.

Потом все постепенно расходятся. А жизнь на гхатах входит в свое русло. В русло Ганги. На своих местах садхи. Рядом их последователи. Нормальные индийцы и безумные европейцы…  На фоне темного неба еле заметный дым Маникарники говорит о том, что жизнь продолжается… И смерть продолжается… И все идет своим чередом.

Продолжение следует…

Химчанин 

Советуем также посмотреть!

Добавить комментарий

Яндекс.Метрика