Варанаси. Часть 11. Прощание с Гангой...

В конце января в выходной мы спускались из старого города на ступени гхата Дашашвамедх...

Так и не научившись разбираться в направлениях в Индии, ну а уж в Варанаси тем более, мы тем не менее добрались до «Золотого храма» — Каши Вишванат . По пути не раз нам встречались вооруженные патрули. Надо сказать, что у патрульных вполне себе грозный вид, говорящий, что эти товарищи без раздумий применят пусть не современное, но абсолютно боевое оружие калибром 7,62 мм. Магазины у некоторых прозрачные и хищные наконечники патронов ясно намекали, что с их обладателями шутки плохи. Казалось, даже обезьяны понимали это и не особенно надоедали стражам порядка. В Варанаси огромное скопление народа на маленькой площади и очень узкие и запутанные улочки. И любой теракт приводит к большим жертвам. А теракты здесь случаются. В основном их осуществляют мусульманские террористы.

У Золотого храма, все подходы к которому перекрыты кордонами, нас остановили на пункте проверки. Как обычно «девочки — налево, мальчики – направо». Все вещи, кроме паспортов и денег, пришлось положить в не очень надежный ящик, ключ от которого тоже позволялось взять с собой. Ящик, кстати, платный.

И дальше босиком к храму( если Вы брезгливый человек – в Индии и ЮВА в большинство храмов нельзя заходить обутым). К сожалению, снимать на видео и фотографировать в храме запрещено. Побродив и посмотрев, вернулись за вещами. Все в целости и сохранности. Но вообще, ситуация интересная. Некоторые продвинутые путешественники оставляют в ящиках (разных по-размеру) вещей и аппаратуры на сумму не в один десяток тысяч долларов. А взамен даже квитанцию не дают. Только ключик от ящика. Неравноценный обмен. Но при нас инцидентов не было. Хотя для Индии содержимое ящиков равноценно содержимому пещеры Али-Бабы…. Забрав наш кэнон, видеокамеру и сумку с водой и всякой мелочью, двинулись к гхатам.

Народу на гхате как всегда множество. И свои и чужие, здесь все становятся своими. И живущие здесь и работающие и просто проходящие, вроде нас. Берег Ганги всех ассимилирует и на время делает всех одним целым.

На гхате, среди монахов, туристов, торговцев, нищих, собак, коров, просто отдыхающих, мертвыми телами придавливающих ступени, томились в ожидании несколько свадеб. Наряженные женихи в костюмах и ботинках, словно в рыцарских доспехах, неуклюже сидели на ступенях в ожидании своей очереди и судьбы. Женщины ожидали своего счастья ближе к воде. В нарядных красных, зеленых… с золотом сари, они выглядели сказочно-волшебными восточными красавицами, пока не поворачивались лицом миру. Тут все оказывались обыкновенными. Иногда ну совсем обыкновенными. Кроме невесты, конечно. Невесты в любой стране самые прекрасные на все века и времена в этот день.

Все ждали погружения на лодку, чтобы отправиться на другой берег Ганги и в течение часа-другого отпраздновать там положенное мероприятие. Затем обратно. Нам это напомнило кортеж машин «молодых» к вечному огню в России. Здесь же все связано с Гангой. В данном случае с началом новой жизни.

Вокруг женщин суетится хиджра. Хиджра относится к касте неприкасаемых. И считается «третьим полом». Физиологически это мужчины. А живут и одеваются они как женщины. Носят женские имена. Но в то же время сами не относят себя ни к женщинам, ни к мужчинам. Становятся хиджрой через прохождение ритуала кастрации, который проводит старший член общины. Такая операция считается противозаконной и проводится она в кустарных условиях, что зачастую приводит к плачевных результатам. И тем не менее в Индии насчитывается чуть ли не 5 миллионов хиджр. По другим сведениям в сто раз меньше.

Несмотря на то, что хиджры относятся к неприкасаемым, они играют важную роль в жизни индийских женщин. А как следствие и мужчин. Иногда к хиджрам приходят со своими проблемами, например бездетные женщины. Считается, что хиджра может помочь. Чаще они приходят без спроса. На рождение ребенка, на праздники, на свадьбы. Помогают хиджры или нет – трудно сказать. Без них ничто не обходится. Тем не менее, за свои «услуги» они требуют и получают деньги. С ними лучше не связываться. Во-первых – могут наслать проклятье. А во-вторых – могут устроить скандал и драку. По жизни хиджры попрошайничают, занимаются проституцией и мошенничеством. Некоторые женаты на женщинах и даже имеют детей. В начале этого тысячелетия хиджры потребовали, чтобы их официально считали третьим полом, и заявили о политических притязаниях аж на общеиндийском уровне. Но вот интересно, можно ли результат незаконного действия (запрещенной кастрации) считать законным (третий пол хиджр)?

«Наша» хиджра хозяйничала среди женщин одной свадьбы. За что-то расплачивалась, забирала и передавала фотографии, везде совала свой в прямом смысле острый, много в этой жизни повидавший, нос. В конце-концов объявили посадку. В одну лодку усаживались молодые с родней. В другую, поменьше, набились молодежь (естественно, только юноши) с барабанами. Под песни, танцы (да-да именно танцы) и бой барабанов свадьба отбывала к берегу напротив, на песчаный пляж. Через пару часов они вернутся, свадьба закончится, жених снимет свои красивые неуклюжие доспехи. Хиджра будет искать другую жертву, в то же время, имея в виду, что, примерно через девять месяцев, эта свадьба вновь принесет ей дивиденды…

… рядом с нами два буддистских монаха усадили на ступени третьего, старенького и, наверное, очень важного. За ними принесли несколько ящиков с шевелящимися рыбами. Монах в каком-то устало-счастливом состоянии время от времени что-то шепчет и благостно складывает руки у груди в молитве. Его провожатые пошли договариваться с лодочником. Нам рассказали, что этот монах прибыл в Варанаси на берег Ганги как посланец от своего монастыря. Он приносит жертву и улучшает карму. Четыре ящика рыб будут отпущены в святые воды Ганги и обретут свободу, карма очистится. Монастырю будет хорошо. Рыбам будет хорошо. Монаху будет хорошо. И нам будет хорошо. Мы эти воспоминания сохранили и увезли с собой. И опять, вот ведь как получается, чтобы всем было хорошо, сначала рыбам нужно было сделать плохо, отнять у них свободу и надежду на жизнь, а потом подарить все это. А ведь обошлась рыбья свобода монахам в целое состояние, примерно в четыре тысячи долларов… Ящики потащили в лодку. Рыбы, видно почувствовав близость «таинства свободы», радостно зашебуршились в ящиках. Монах еще раз молитвенно сложил рука у груди. Провожатые, аккуратно поддерживая его под руки, стали загружаться вслед за рыбами. Медленно взмахивая веслами, лодка поплыла поперек течения Ганги к чьей-то свободе, чьей-то очищенной карме, чьему-то выполненному долгу. А мы пошли по направлению к своему Рана Махал Гхату к своему отелю через подземный туннель вверх по широким каменным ступеням.

Однажды нас в этом туннеле остановил брамин. Заставил, стоя лицом в сторону Ганги и глядя во тьму туннеля, повторять за ним нараспев слова молитвы, а потом попросил немного денюжки. Именно попросил, а не потребовал, в отличие от многих, встреченных и монахов и не монахов в Индии. Вообще он был не такой, как другие. Какой-то добрый и светлый. Жене моей он сказал, что теперь у нее карма стала чище, а мне не сказал. Наверное, потому, что я, честно говоря, халтурил, и не верил ему и не старательно повторял за ним. А он это почувствовал. В общем, все правильно сказал монах. В этот раз я по небрежности своей упустил возможность очистить карму в таком месте как Варанаси. До сих пор об этом жалею….

На следующий день мы уезжали из Варанаси, но не из Индии…

Химчанин 

Советуем также посмотреть!

Варанаси. Часть 1. Город, где человек приходит к смерти...
Варанаси. Часть 3. Рассвет над Гангой.
Варанаси. Часть 8. Праздник богини Сарасвати.
Варанаси. Часть 10. Обычный день необычного города...
Эротические храмы Кхаджурахо в Индии: камасутра в камне? Часть 2.
Индия. Храмы любви в Кхаджурахо - эротическое послание из глубины веков... Часть 1.
Письма ребенку из Индии. Письмо первое. Из Дели.
Письма ребенку из Индии. Письмо четвертое. Из Кхаджурахо.

1 комментарий к “Варанаси. Часть 11. Прощание с Гангой...”

Добавить комментарий

Яндекс.Метрика