Индия. Храмы любви в Кхаджурахо — эротическое послание из глубины веков... Часть 1

Кхаджурахо. Едем с нами!

Когда-то давно, более тысячелетия назад, один из представителей индийской династии Чандела основал столицу в городе Кхаджурахо. Этой династии мы должны быть благодарны за то, что она остановила нашествие мусульманской армии Махмуда Газневи, создала великолепные храмы и позволила нам сегодня приобщиться к Индийской истории и культуре. Сделав свое доброе дело, династия Чандела затерялась в глубинах 13 столетия и с тех пор упоминаний о ней не было.

Пятьсот лет никто не вспоминал о Кхаджурахо. И вот в 1838 году англичанин Т. Берт (Т. S. Burt) , инженер по образованию и, конечно, военный по специальности, сквозь непроходимые джунгли добрался до местечка Кхаджурахо и заново открыл его миру.

С тех пор, почти уже двести лет миру доступны около 25 храмов из 85 построенных когда-то древними индийцами. Храмы стали объектом всемирного наследия ЮНЕСКО. Деревня обрела туристическую часть, выстроив из бетонных блоков отели, торговые палатки, подобие отделений банков и другие туристические атрибуты, призванные выскребать кошельки туристов, в обмен на религию, культуру и экзотику (эротику).

Слава Кхаджурахо, как и слава Ангкора в Камбодже, разлетелась по всему миру. Вообще, судьбы этих комплексов очень похожи. Ангкор открыл миру француз, но на деньги англичан, всего лишь через три десятка лет после открытия Кхаджурахо. И так же оказалось, что храмы были недоступны лишь цивилизованной Европе, но не местным жителям, которые в меру сил своих и возможностей поддерживали существование дорогих их сердцу строений.

А на что не хватало сил и средств местного нищего населения, то благополучно разрушилось. В Камбодже этому способствовали климат, солнце, дожди и дерево-разрушитель баньян. В Индии обошлось без баньяна, но результат, тем не менее, близок – более 60 храмов утеряны навсегда. Кстати, как и в Ангкоре, не сохранилось никаких гражданских построек, в том числе и царского дворца, который в столице огромной империи должен был быть обязательно. Либо же он был деревянным и канул в лету, как и дворцы ангкорских правителей и многих правителей государств Юго-Восточной Азии. А право жить в каменном дворце-храме принадлежит только богам…

Кхаджурахо находится примерно в 620 километров от Нью Дели, столицы Индии, и чуть более, чем в 420 километрах, от Агры, откуда мы через Орчху и добирались. Дороги в Индии не самые хорошие, но нам ли, россиянам, говорить про плохие дороги в Индии? Как говорится, посмотри на себя.

Само поселение разочаровало. Деревней Кхаджурахо уже не назовешь, городом еще не назовешь. Около 25 тыс человек. По индийским меркам это ничто. Грязь, мусор, стройка и ремонт повсюду. Новые строения разваливаются гораздо быстрее старых, построенных тысячелетие назад. Город целиком и полностью живет на содержании у средневековых храмовых комплексов, несущих в мир сокровенные знания и тайны древней эротики и порнографии.

Улицы Кхаджурахо

Ресторанчик в Кхаджурахо

Центральная улица в Кхаджурахо

Коровам в Индии можно все!

Где можно поесть в Кхаджурахо?

Западная часть храмов Кхаджурахо

Групповой портрет на фоне храмов Кхаджурахо

Кхаджурахо

Платная часть храмов Кхаджурахо

История и современность в Кхаджурахо

Такая она - современная индийская глубинка...

Восточные храмы Кхаджурахо

Храмы Кхаджурахо

Внутри храма в Кхаджурахо

Чем отапливают дома в Кхаджурахо?

Более сказать о городе нечего. Разве только – вымотавшись физически и морально внешним видом храмов и их содержимым, мы решили перекусить в кафе, под очень европейским названием, что-то вроде Елисейские поля или Венская рапсодия. За точность названия не ручаюсь, но смысл передан верно. Присели за столик с видом на храмы. В углу заметили простенькую кофемашину. Уже вдохновило. Обслуживал официант, вида бомжа с казанского или павелецкого вокзала. Грязная засаленная куртка, штаны – ну, это беда просто, а не штаны.  А вилки и ложки, похоже, достались в наследство из советской студенческой столовой. Алюминиевые, с неотмываемым налетом следов предыдущих посетителей. Ножей нет. Да и не до них уже. Что ели и пили, даже не помню. Но помню САЛФЕТКИ! Их давали только европейцам. Из полуразорванного кармана куртки, по-всему давно немытой рукой, служитель общепита вынул пачку в десятка полтора салфеток, которые были разорваны пополам для увеличения их количества, тщательно отслюнявил две половинки и гордо отдал их нам. (Носите салфетки с собой. Обязательно!) Многолетний сальный налет с приборов они не снимут, но до безопасного слоя, где бактерии в войне между собой поубивали друг друга, может быть, помогут дотереть. Кофе из граненого стакана, после нашего пребывания в нескольких городах Индии, ни вопросов, ни подозрений, ни последствий не вызвал. Самое удивительное, что, несмотря на всю грязь в Индии, последствий для желудка не было ни разу. Или иммунитет, испугавшись Индийской действительности, включил свои могучие тайные силы или… даже не знаю, чем объяснить сей странный факт.

Храмы в Кхаджурахо для удобства можно разделить на две группы: бесплатную – Восточную и Южную и платную – Западную. Правда, все, что в Индии бесплатно, можно считать условно бесплатным. В любом случае с вас постараются тем или иным образом получить деньги. За разуться, за вход, за показать где, кто и как, за пройтись рядом с вами, за рассказать, даже если вы не понимаете языка и еще есть много всяких причин, по которым вы просто обязаны расстаться со своими индийскими рупиями. Кстати, доллары в Индии не все любят. Простому индийцу их не поменять и не потратить честно.

Платная Западная часть храмов огорожена забором. Билеты для иностранцев довольно дорогие. Для местных мы цену не узнавали. Но, сколько бы ни попросили, для простых людей это все равно дорого. Но и на территории западной группы мы встречали индийцев, под любым предлогом выпрашивающих рупии. Кроме них, по большей части были делегации, военные, командированные, наверное, для поднятия боевого духа, или прилично выглядящие граждане в дорогих нарядах.

По легенде Кхаджурахо был основан сыном Чандры, Бога Луны, Чандраварманом. От него же пошла, как полагают, династия Чандела, носящая еще и другое имя – Чандратея или потомки Чандры. В городе, который нынче носит название Варанаси, а в те далекие времена назывался Каши, жил королевский священник-брамин. А у него была дочь неписанной красоты – Хемавати. Решила Хемавати искупаться при свете луны, да на беду увидел ее бог луны Чандра. Загляделся Чандра на нее, залюбовался, и не заметил, как спустился на землю и в порыве любви вступил с ней связь. И, конечно же, сложилось так, что Хемавати понесла. Большие беды ждали бедную красавицу за беременность вне брачных уз. Но Чандра, чтобы спасти ее, велел ей покинуть отчий дом и спрятаться в далекой затерянной деревне. А до деревни той было более четырехсот километров, между прочим. Так Хемавати попала в Кхаджурахо и родила мальчика и назвала его Чандраварманом. И был Чандраварман сыном бога и земной женщины. Чандра обещал Хемавати, что сын ее станет царем. И во искупление греха матери, предстоит ему совершить жертвоприношение и построить восемьдесят пять храмов, украсив их скульптурами. Информации о том, как и что рассказывала Хемавати своему сыну и как убеждала построить храмы и как объясняла, чем их украсить, до нас не дошло, и судить о ее рассказах мы можем лишь по скульптурам, высеченным на стенах храмов. Похоже, что рассказы были долгие, подробные и часто повторялись. А Чандраварман был хорошим и благодарным слушателем.

Осматривать плоды страданий Хемавати и созидательной деятельности Чандравармана мы начали с Восточной группы. Порядок посещений оставили на откуп местному туктукеру. Он возил нас от храма к храму, пытался что-то рассказывать. Мы пытались что-то понять. Информация из интернета объясняла что-то третье, никак не связанное с предыдущей информацией. Общими усилиями рождалась истина, которая в прямом понимании истиной, конечно же, не была, но нас устраивала вполне.

Для неспециалистов храмы между собой различаются по размеру, красивости, количеству статуй и наличию лингама или статуи божества в полный рост внутри. Вчитываться в культовые тонкости на стендах перед храмами мы не стали. Постарались впитать как можно больше визуальных ощущений, а уж размышлений о духовной и физической жизни древних и нынешних индийцев хватило надолго и после возвращения.
По своей форме и расположению храмы напоминают гору Меру и Кайлас. Как и ангкорский храм Ангкор Ватт. Вершины изрисованы узором по песчанику, словно ветром изрезанные ледниковые склоны гор. Ниже по ярусам украшены скульптурами из жизни богов, апсар, людей и животных, старательно и в правдоподобных подробностях созданными настоящими художниками. В алтаре каждого храма скульптура или бога или лингам (пенис бога). И все это стоит на основании, также зачастую украшенном по периметру резьбой, изображающей сцены битв или жизни царей и людей.

Некоторое разнообразие вносят храмы сработанные из гранита, но это редкость. Гранит труден в обработке. Иногда основания собраны из развалин других храмов. Наверное, это уже современные нам реставраторы использовали старые развалины одних храмов, чтобы воссоздать другие. Вроде как использовали одни храмы на органы для других.

Продолжение следует...

Химчанин 

Советуем также посмотреть!

1 комментарий к “Индия. Храмы любви в Кхаджурахо — эротическое послание из глубины веков... Часть 1”

  1. здравствуйте. ваши клипы обалденные. но музыка меня просто поломала... где ее найти, хочу себе ее записать... или может есть возможность ее мне скинуть? в любом случае большое спасибо. с наступающим новым годом.

Добавить комментарий

Яндекс.Метрика